Задача. Футболист проделал по футбольному полю путь м на север, м на восток, а затем м на юг. Какой суммарный путь проделал футболист? Какое он совершил перемещение? Сколько времени потребуется футболисту на возвращение в исходную точку по прямой, если модуль его скорости постоянен и равен м/с.
Дано:
м м м м/с
Найти:
— ?
— ?
— ?
Решение
Думаем: вопросы задачи можно условно разделить на две группы: первые связаны с траекторией движения, вторые — с определением средних скоростей. И тот, и другой тип задач требует рисунка, давайте его и нарисуем (рис. 1).
В задаче автомобиль, находившийся в точке А проехал на север (В), далее свернул на восток, достигнув С, и продолжил движение на юг до D. Соответствующие параметры движения заданы на рисунке.
Решаем: траектория движения тела — ломаная прямая, состоящая из нескольких отрезков. Обратимся к первому вопросу задачи: по определению, путь — скалярная физическая величина, численно равная длине траектории, т.е. для нахождения пути необходимо найти расстояние, пройденное телом за интересующее время движения. Тогда:
(1)
Перейдём ко второму вопросу: чему равен модуль перемещения тела? По определению: перемещение — векторная физическая величина — вектор, соединяющий начальную и конечную точку движения. Т.е. для нахождения перемещения необходимо найти модуль вектора перемещения (длину этого вектора) и направление данного вектора. На нашем рисунке он обозначен зелёным. Опять пользуемся фразой «вектор должен быть частью чего-то или состоять из чего-то». В нашем случае, ничем хорошим он толком не является, так что подумаем, как дополнить рисунок, чтобы его можно было без проблем найти. Самое простое, что мы умеем считать по длинам, — это прямоугольный треугольник. Исходя из этого, представим (рис. 2). В получившемся треугольнике ADE перемещение является гипотенузой, а катеты равны и соответственно. Тогда перемещение можно найти, используя теорему Пифагора:
(2)
Ну и последний вопрос задачи: скорость движения по той траектории, что нам задали (вдоль ). Сказано, что движение «равномерное«, значит можем использовать единственную доступную для нас формулу:
(3)
Подставим (3) в (2):
(4)
В правой части (1), (2), (4) известны все значения.
Считаем:
(м)
(м)
(с)
Ответ: (м); (м); (c).