Футболист проделал по футбольному полю путь на север, потом на восток. Какой суммарный путь проделал футболист?

Задача. Футболист проделал по футбольному полю путь \displaystyle {{S}_{1}}=30 м на север, \displaystyle {{S}_{2}}=10 м на восток, а затем \displaystyle {{S}_{3}}=20 м на юг. Какой суммарный путь проделал футболист? Какое он совершил перемещение? Сколько времени потребуется футболисту на возвращение в исходную точку по прямой, если модуль его скорости постоянен и равен \displaystyle \upsilon =4,0 м/с.

Дано:

\displaystyle {{S}_{1}}=30 м  \displaystyle {{S}_{2}}=10 м \displaystyle {{S}_{3}}=20 м \displaystyle \upsilon =4,0 м/с

Найти:
\displaystyle S — ?

\displaystyle \left| \Delta \vec{r} \right| — ?

\displaystyle t — ?

Решение

Думаем: вопросы задачи можно условно разделить на две группы: первые связаны с траекторией движения, вторые — с определением средних скоростей. И тот, и другой тип задач требует рисунка, давайте его и нарисуем (рис. 1).

Задача 6

Рис. 1. Движение тела

В задаче автомобиль, находившийся в точке А проехал на север (В), далее свернул на восток, достигнув С, и продолжил движение на юг до D. Соответствующие параметры движения заданы на рисунке.

Решаем: траектория движения тела — ломаная прямая, состоящая из нескольких отрезков. Обратимся к первому вопросу задачи: по определению, путь — скалярная физическая величина, численно равная длине траектории, т.е. для нахождения пути необходимо найти расстояние, пройденное телом за интересующее время движения. Тогда:

\displaystyle S={{S}_{1}}+{{S}_{2}}+{{S}_{3}} (1)

Задача 6_2

Рис. 2. Поиск перемещения

Перейдём ко второму вопросу: чему равен модуль перемещения \displaystyle \left| \Delta \vec{r} \right| тела? По определению: перемещение — векторная физическая величина — вектор, соединяющий начальную и конечную точку движения. Т.е. для нахождения перемещения необходимо найти модуль вектора перемещения (длину этого вектора) и направление данного вектора. На нашем рисунке он обозначен зелёным. Опять пользуемся фразой «вектор должен быть частью чего-то или состоять из чего-то». В нашем случае, ничем хорошим он толком не является, так что подумаем, как дополнить рисунок, чтобы его можно было без проблем найти. Самое простое, что мы умеем считать по длинам, — это прямоугольный треугольник. Исходя из этого, представим (рис. 2). В получившемся треугольнике ADE перемещение является гипотенузой, а катеты равны \displaystyle {{S}_{2}} и \displaystyle {{S}_{1}}-{{S}_{3}} соответственно. Тогда перемещение можно найти, используя теорему Пифагора:

\displaystyle \left| \Delta \vec{r} \right|=\sqrt{{{({{S}_{1}}-{{S}_{3}})}^{2}}+S_{2}^{2}} (2)

 Ну и последний вопрос задачи: скорость движения по той траектории, что нам задали (вдоль \displaystyle \left| \Delta \vec{r} \right|). Сказано, что движение «равномерное«, значит можем использовать единственную доступную для нас формулу:

\displaystyle \upsilon =\frac{\left| \Delta \vec{r} \right|}{t} \displaystyle \Rightarrow t=\frac{\left| \Delta \vec{r} \right|}{\upsilon } (3)

Подставим (3) в (2):

\displaystyle t=\frac{\sqrt{{{({{S}_{1}}-{{S}_{3}})}^{2}}+S_{2}^{2}}}{\upsilon } (4)

В правой части (1), (2), (4) известны все значения.

Считаем:

\displaystyle S=30+10+20=60 (м)

\displaystyle \left| \Delta \vec{r} \right|=\sqrt{{{(30-20)}^{2}}+{{10}^{2}}}\approx 14 (м)

\displaystyle t=\frac{\sqrt{{{(30-20)}^{2}}+{{10}^{2}}}}{4}\approx 3,5 (с)

Ответ\displaystyle S=60 (м); \displaystyle \left| \Delta \vec{r} \right|\approx 14 (м); \displaystyle t\approx 3,5 (c).

Ещё задачи на тему «Равномерное движение»

Добавить комментарий