Задача. Два маленьких шарика массой г каждый подвешены в одной точке на нитях длиной см. Определите, какие одинаковые заряды надо сообщить шарикам, чтобы нити разошлись на угол о.
Дано:
г
см
о
Найти:
— ?
Решение
Думаем: заряд шариков можно обнаружить в силе их взаимодействия, т.е в силе Кулона.
(1)
- где
- , — взаимодействующие заряды,
- — расстояние между центрами взаимодействующих зарядов
- Н*м/Кл — постоянная, характерная для взаимодействия зарядов в вакууме/воздухе.
Саму силу Кулона можно найти исходя из второго закона Ньютона:
(2)
Соотношение (2) рассмотрим исходя из соответствующего плана.
Решение: если принять во внимание, что в задаче сказано о двух одинаковых зарядах, то
(3)
Тогда искомый заряд найдём из (1). Значение самой силы проанализируем исходя из плана. Для этого сделаем рисунок и расставим все силы, действующие на тело (рис. 1) причём в виде, когда заряженные шарики уже разошлись на соответствующий угол.
За счёт симметрии системы можем рассмотреть только одно тело, т.к. силы, действующие на второе и его угол отклонения совпадают. Как видим, на тело действуют сила тяжести, сила натяжения нити, и сила взаимодействия между зарядами (она же сила Кулона). Т.к. тело покоится, то ускорение тела равно нулю (), тогда в соотношении (2) сумма сил, действующих на тело также равно нулю. Введём оси и спроецируем (2) на OX и OY (рис. 2).
Если с проекцией силы тяжести и силы Кулона всё достаточно понятно, то с силой натяжения нити нужно немного разобраться. Вдоль оси OX проекция силы (синяя линия), вдоль оси OY — . Тогда:
- вдоль оси OX: (4)
- вдоль оси OY: (5)
Выразим силу натяжения нити из (5) и подставим в (4):
(6)
Подставим (1) в (6) при условии (3):
(7)
Выразим искомое:
(8)
Последнее, что нам осталось обсудить — параметр — расстояние между зарядами. Такие вопросы являются чисто геометрическими (рис. 3).
Т.к. , то треугольник не прямоугольный, значит нам понадобится теорема косинусов. Воспользуемся ею:
(9)
Подставим (9) в (8):
(10)
Считаем: осталось вспомнить значение ускорения свободного падения ( м/с). И не забываем осуществить перевод всех величины в СИ.
Кл
Ответ: Кл.