Анализируя данные задачи, часто можно видеть, что одинаковые физические величины имеют разную размерность. В школьной физике устоявшимися единицами измерения являются единицы СИ (Международная система единиц), основными в которой являются:
- Метр (м) — единица длины
- Килограмм (кг) — единица массы
- Секунда (с) — единица времени
- Ампер (А) — единица силы электрического тока
- Кельвин (К) — единица температуры (термодинамической температуры
- Моль (моль) — единица химического количества вещества
Кроме того, для описания кратный и дольных значений основных физических единиц используется ряд приставок, выражающих степень множителя:
- гига (Г) —
- мега (М) —
- кило (к) —
- дека/деци (д) —
- санти (с) —
- милли (м) —
- микро (мк) —
- нано (н) —
Таким образом, можно образовать составную величину:
- 1 мм (миллиметр) = (м);
- 1 мкм (микрометра) = (м);
- 1 нс (наносекунда) = (с);
- и т.д.
Любые другие величины, которые вы встретите в рамках решения физических задач, являются производными, т.е. «собранными» из основных.
Примеры:
- Ньютон (Н) — единица силы — кг*м/ ;
- Кулон (Кл) — электрический заряд — ;
- и т.д.
Тогда, до решения самой задачи, необходимым является перевод всех значений переменных, входящих в дано задачи к единицам СИ (чтобы при подсчёте не ошибиться с размерностью).
Для того, чтобы перевести одну составную размерность в другую, достаточно перевести каждую из её компонент.
Пример:
- Хотим перейти из км/ч в м/с. Для этого вспомним 1 км = 1000 м, 1 ч = 60*60 с = 3600 с, тогда:
км/ч = м/с = м/с
- Хотим перейти из м/с в км/ч. Для этого вспомним 1 м = км, 1 с = ч, тогда:
м/с = м/с = м/с = м/с.