Задача. Автомобиль проехал км, двигаясь на север в течение мин. Затем ему пришлось свернуть на восток и проехать ещё км за время мин, после чего он снова повернул на север и достиг конечного пункта, проехав ещё км в течение мин. Найти путь и модуль перемещение автомобиля. Насколько путь больше модуля перемещения? Найти среднюю скорость движения и среднюю скорость перемещения.
Дано:
км мин км мин км мин
Найти:
— ?
— ?
— ?
-?
— ?
Решение:
Думаем: вопросы задачи можно условно разделить на две группы: первые связаны с траекторией движения, вторые с определением средних скоростей. И тот, и другой тип задач требует рисунка, давайте его и нарисуем (рис. 1). В задаче автомобиль, находившийся в точке А проехал на север (В), далее свернул на восток, достигнув С, и продолжил движение на север до D. Соответствующие параметры движения заданы на рисунке.
Решаем: траектория движения тела — ломаная прямая, состоящая из нескольких отрезков. Обратимся к первому вопросу задачи: по определению, путь — скалярная физическая величина, численно равная длине траектории, т.е. для нахождения пути необходимо найти расстояние, пройденное телом за интересующее время движения. Тогда:
(1)
Перейдём ко второму вопросу: чему равен модуль перемещения тела? По определению: перемещение — векторная физическая величина — вектор, соединяющий начальную и конечную точку движения. Т.е. для нахождения перемещения необходимо найти модуль вектора перемещения (длину этого вектора) и направление данного вектора. На нашем рисунке он обозначен зелёным. Опять пользуемся фразой «вектор должен быть частью чего-то или состоять из чего-то». В нашем случае, ничем хорошим он толком не является, так что подумаем, как дополнить рисунок, чтобы его можно было без проблем найти. Самое простое, что мы умеем считать по длинам — это прямоугольный треугольник. Исходя их этого, представим (рис. 2).
В данном случае, наш модуль вектора перемещения — гипотенуза прямоугольного треугольника ADE с катетами и . Для её нахождения воспользуемся теоремой Пифагора:
(2)
Характеристики траектории формульно найдены (не считаем, перейдём ко второму блоку вопросов). По определению среднюю скорость пути можно найти как отношение пройденного пути ко всему времени движения:
(3)
Если с общим путём мы уже разобрались в (1), то общее время движения пока неизвестно, но в задаче 3 участка, а в дано есть все три времени движения на этих участках, тогда:
(4)
Теперь (3), с учётом (1) и (4):
(5)
И последний вопрос задачи. Как обычно, начинаем с определения: среднюю скорость перемещения можно найти как отношение модуля перемещения ко всему времени движения:
(6)
С учётом (2) и (4):
(7)
И вот теперь, когда справа во всех соотношениях стоят известные величины, мы можем считать.
Считаем:
км
км
км/мин
км/мин
В целом, у нас всё посчитано, но не лишним было бы перевести скорость в удобные для нас единицы (км/ч):
км/мин = км/ч = 135 км/ч
км/мин = км/ч = 100,80 км/ч
Ответ: км; км; ; = 135 км/ч; 100,80 км/ч;