Существует ряд задач на смешение веществ, обладающих различным агрегатным состоянием и температурой. Такие задачи обычно начинаются со слов: «в жидкость с определённой температурой вносят тело другой температуры». Далее в такой системе происходит уход энергии из одной части системы к другой. Для описания такого перераспределения энергии можно использовать достаточно простую логику: если система теплоизолирована (энергия не выходит из системы), то сумма энергий, которые выделяются из всех частей системы, равна сумме энергий, которые поглощаются всеми частями системы, что называется уравнением теплового баланса:
(1)
- где
— сумма теплот от процессов, требующих затрат энергии,
— сумма теплот от процессов, требующих отвода энергии.
Для решения таких задач достаточно энергетически проследить все преобразования вещества из начального состояния в конечное, причём для всех веществ. Рассмотрим процессы:
- процессы, требующие увода энергии из системы:
- конденсация (
)
- кристаллизация (
)
- охлаждение (
)
- конденсация (
- процессы, требующие энергию:
- кипение (
)
- плавление (
)
- нагревание (
)
- кипение (
Проследим все процессы превращения на примере обычной воды. Для воды хорошо известны температура плавления льда () и температура кипения воды (
). Возьмём лёд при изначальной температуре
, начнём его равномерно нагревать. Визуализируем этот процесс в координатах
— температура объекта от времени нагревания (рис. 1).

Рис. 1. Фазовые превращения воды
Итак, лёд при низкой температуре начинают нагревать. Рассмотрим процессы, происходящие с выбранным нами веществом:
- процесс АВ — процесс нагревания твёрдого тела (льда), который продолжается до достижения температуры плавления (точка В),
- процесс ВС — процесс плавления, который продолжается до момента полного перехода твёрдого тела (льда) в жидкое состояние (вода) (точка С). При этом образовавшаяся жидкость (вода) находится при температуре плавления,
- процесс CD — процесс нагревания жидкости (воды), который продолжается до достижения температуры кипения (точка D),
- процесс DE — процесс парообразования (кипения), который продолжается до момента полного перехода тела из жидкой фазы (вода) в газообразное состояние (пар) (точка E). При этом образовавшийся газ (пар) находится при температуре кипения,
- процесс EF — процесс нагревания газообразной фазы (пара). Условно бесконечен.
Общий вид рис. 1, в целом, одинаков для большинства веществ, меняются только температуры плавления/кристаллизации, парообразования/конденсации, углы наклона графика к горизонтальной оси.
Пример: пусть в систему, содержащую массу льда при температуре
, внесли массу пара
при температуре
, найти установившуюся температуру воды (
).
Т.к. в задаче дана вода, поэтому у нас есть несколько констант. — температура плавления льда,
— температура кипения воды,
— теплоёмкость льда,
— теплоёмкость воды,
— теплоёмкость пара,
— удельная теплота парообразования,
— удельная теплота плавления льда.
Разделим эту задачу на две составляющие:
- процессы, требующие отвода энергии.
В нашем случае, тело, от которого уходит энергия, — это пар. Проследим его превращения: сначала пар остывает () до температуры кипения, потом пар конденсируется (
), далее образовавшаяся масса воды охлаждается до конечной температуры (
).
Тогда общая энергия, потерянная паром:
(2)
- процессы, требующие затрат энергии:
В нашем случае, тело, которое принимает энергию, — это лёд. Проследим его превращения: сначала лёд нагревается () до температуры плавления, далее лёд плавится (
), после чего образовавшаяся масса воды нагревается до конечной температуры (
).
Тогда общая энергия, полученная льдом:
(3)
Подставим (2) и (3) в (1):
(4)
Уравнение (4) и является искомым для получения интересующей нас температуры. В принципе, решение подобных задач (и план, описанный выше) создан для получения уравнения, подобного уравнению (4). Далее математическое разрешение данного уравнения приводит к ответу.
Вывод: Т.е. для решения подобного типа задач достаточно провести анализ, подобный уравнениям (2) и (3), и решить уравнение (4).