Процессы перехода

Конечно мы замечали, что одно и то же вещество (например, вода) может находится в разных состояниях (лёд, жидкость, пар). Эти состояния принято называть агрегатными состояниями. Таким образом, агрегатное состояние — состояние одного и того же вещества, которое при определённых внешних условиях (температура, давление) характеризуется одними и теми же свойствами. В природе вещество может находится в трех агрегатных состояниях:

  • газ (занимает весь предоставленный объём, не имеет формы)
  • жидкость (принимает форму части сосуда)
  • твёрдое тело (сохраняет форму)

В рамках школьной физики изучаются переходы из одного агрегатного состояния в другое, а также процессы, происходящие в рамках одного агрегатного состояния (рис. 1).

Процессы перехода

Рис. 1. Процессы перехода

Итак, каждый переход из одного агрегатного состояния в другое имеет своё название:

 

  • плавление — переход из твёрдого тела в жидкость,
  • парообразование/кипение — переход из жидкости в газообразное состояние,
  • конденсация — переход из газообразного состояния в жидкое,
  • кристаллизация (отвердевание) — переход из жидкого состояния в твёрдое.

Процессы плавления и парообразования требуют привнесения энергии (тепла) в систему, процессы конденсации и кристаллизации происходят из-за того, что система теряет энергию (тепло). Кроме того, логично предположить, что для одной и той же массы вещества энергия, которую необходимо внести в систему для плавления, равна энергии, которую необходимо изъять из системы для кристаллизации той же массы вещества. Аналогично и для процессов кипения и конденсации.

Тогда:

  • процессы плавления и кристаллизации энергетически равнозначны (обозначим \displaystyle {{Q}_{L}}):

\displaystyle {{Q}_{L}}=Lm (1)

  •  где
    • \displaystyle {{Q}_{L}} —  теплота, необходимая для плавления (\displaystyle {{Q}_{L}}>0) и кристаллизации \displaystyle {{Q}_{L}}<0,
    • \displaystyle L — удельная теплота плавления и кристаллизации,
    • \displaystyle m — масса вещества.
  • процессы кипения и конденсации энергетически равнозначны (обозначим \displaystyle {{Q}_{r}}):

    \displaystyle {{Q}_{r}}=rm (2)

    • где
      • \displaystyle {{Q}_{r}} —  теплота, необходимая для кипения (\displaystyle {{Q}_{r}}>0 и конденсации (\displaystyle {{Q}_{r}}<0),
      • \displaystyle r — удельная теплота кипения и конденсации,
      • \displaystyle m — масса вещества.

Обе теплоты (\displaystyle {{Q}_{L}} и \displaystyle {{Q}_{r}}), по сути, являются энергией перехода из одного состояния во второе определённой массы вещества (\displaystyle m). Удельные теплоты процессов (\displaystyle L и \displaystyle r) — табличные величины, характеризующие вещество, претерпевающее переход (чаще всего дано в задаче).

Уравнения (1) и (2) описывают способы подсчёта необходимой для процесса энергии.

Кроме самих переходов, в задачах присутствуют процессы нагревания и охлаждения (опять же процессы энергетически одинаковые), формульное описание которых:

\displaystyle {{Q}_{C}}=cm\Delta T (3)

  • где
    • \displaystyle {{Q}_{C}} — теплота, необходимая для нагревания (\displaystyle {{Q}_{C}}>0)  и для охлаждения (\displaystyle {{Q}_{C}}<0),
    • \displaystyle c — удельная теплоёмкость,
    • \displaystyle m — масса нагреваемого/охлаждаемого вещества,
    • \displaystyle \Delta T — изменение температуры вещества.

Важно: т.к. процессы нагревания и охлаждения описывают переходы только в рамках одного агрегатного состояния, важно помнить, что каждое агрегатное состояние вещества ограничено температурой кипения (\displaystyle {{T}_{k}}) и температурой замерзания (\displaystyle {{T}_{z}}). Эти температуры для каждого вещества также являются табличными.

Отдельным процессом, описываемым в школьных задачах, является процесс сжигания топлива. Энергия, выделяющаяся в ходе этого процесса, может быть описана как:

\displaystyle {{Q}_{q}}=qm (4)

  • где
    • \displaystyle {{Q}_{q}} — энергия, выделяющаяся при сгорании топлива,
    • \displaystyle q — удельная теплота сгорания топлива (табличная величина),
    • \displaystyle m — масса сгораемого вещества.

Вывод: Таким образом, каждый процесс, происходящий с веществом, может быть описан энергетически, достаточно проследить за конкретными процессами и описать их (1) — (4).

Добавить комментарий