Конечно мы замечали, что одно и то же вещество (например, вода) может находится в разных состояниях (лёд, жидкость, пар). Эти состояния принято называть агрегатными состояниями. Таким образом, агрегатное состояние — состояние одного и того же вещества, которое при определённых внешних условиях (температура, давление) характеризуется одними и теми же свойствами. В природе вещество может находится в трех агрегатных состояниях:
- газ (занимает весь предоставленный объём, не имеет формы)
- жидкость (принимает форму части сосуда)
- твёрдое тело (сохраняет форму)
В рамках школьной физики изучаются переходы из одного агрегатного состояния в другое, а также процессы, происходящие в рамках одного агрегатного состояния (рис. 1).

Рис. 1. Процессы перехода
Итак, каждый переход из одного агрегатного состояния в другое имеет своё название:
- плавление — переход из твёрдого тела в жидкость,
- парообразование/кипение — переход из жидкости в газообразное состояние,
- конденсация — переход из газообразного состояния в жидкое,
- кристаллизация (отвердевание) — переход из жидкого состояния в твёрдое.
Процессы плавления и парообразования требуют привнесения энергии (тепла) в систему, процессы конденсации и кристаллизации происходят из-за того, что система теряет энергию (тепло). Кроме того, логично предположить, что для одной и той же массы вещества энергия, которую необходимо внести в систему для плавления, равна энергии, которую необходимо изъять из системы для кристаллизации той же массы вещества. Аналогично и для процессов кипения и конденсации.
Тогда:
- процессы плавления и кристаллизации энергетически равнозначны (обозначим
):
(1)
- где
— теплота, необходимая для плавления (
) и кристаллизации
,
— удельная теплота плавления и кристаллизации,
— масса вещества.
- процессы кипения и конденсации энергетически равнозначны (обозначим
):
(2)
- где
— теплота, необходимая для кипения (
и конденсации (
),
— удельная теплота кипения и конденсации,
— масса вещества.
- где
Обе теплоты ( и
), по сути, являются энергией перехода из одного состояния во второе определённой массы вещества (
). Удельные теплоты процессов (
и
) — табличные величины, характеризующие вещество, претерпевающее переход (чаще всего дано в задаче).
Уравнения (1) и (2) описывают способы подсчёта необходимой для процесса энергии.
Кроме самих переходов, в задачах присутствуют процессы нагревания и охлаждения (опять же процессы энергетически одинаковые), формульное описание которых:
(3)
- где
— теплота, необходимая для нагревания (
) и для охлаждения (
),
— удельная теплоёмкость,
— масса нагреваемого/охлаждаемого вещества,
— изменение температуры вещества.
Важно: т.к. процессы нагревания и охлаждения описывают переходы только в рамках одного агрегатного состояния, важно помнить, что каждое агрегатное состояние вещества ограничено температурой кипения () и температурой замерзания (
). Эти температуры для каждого вещества также являются табличными.
Отдельным процессом, описываемым в школьных задачах, является процесс сжигания топлива. Энергия, выделяющаяся в ходе этого процесса, может быть описана как:
(4)
- где
— энергия, выделяющаяся при сгорании топлива,
— удельная теплота сгорания топлива (табличная величина),
— масса сгораемого вещества.
Вывод: Таким образом, каждый процесс, происходящий с веществом, может быть описан энергетически, достаточно проследить за конкретными процессами и описать их (1) — (4).