Классические задачи, связанные с уравнением Менделеева-Клапейрона, в общем случае, достаточно просты. Чаще всего в таких задачах мы имеем дело с одним газом в разных состояниях или с двумя разными газами, имеющими пропорциональные или сходные параметры. Для рассмотрения таких задач я предлагаю визуализацию, которую я называю «метод банок».
Итак, сам метод:
- для каждого из состояний газа или для каждого газа рисуем условную «банку», внутри которой записываем параметры газа (
,
,
,
).
- для каждой из «банок» записываем уравнение Менделеева-Клапейрона.
- решаем получившуюся систему уравнений, последовательно избавляясь от неизвестных.
«Метод банок» не кажется каким-то откровением. Единственное, почему я советую применять его на бумаге (или хотя бы мысленно), — это возможность не потерять уравнения в случае большого количества трансформаций газа или большого количества газов, или смесей газов и не запутаться в обозначениях.
Проиллюстрируем метод на примере конкретной задачи. Пусть дан газ, помещённый в теплоизолированный сосуд с жёсткими стенками, находящийся при температуре . Пусть половину газа изъяли из системы при неизменной температуре и объёме. После газ нагрели так, что давление стало равным изначальному. Найти установившуюся в конце процесса температуру.
Итак, метод:
- у нас 3 состояния газа (начальное, выход газа и нагревание) и проиллюстрируем (рис. 1)

Рис. 1 Метод банок
В банке 1 — изначальные параметры газа (давление , объём
, химическое количество
), введённые нами самостоятельно. При выходе газа химическое количество газа уменьшается в два раза (
), а при неизменных других параметрах, давление газа уменьшается (
) — банка 2. Дальнейшее нагревание (банка 3) приводит к первоначальному давлению (
) и новой искомой температуре (
). В данном случае, мы воспользовались фразами: теплоизолированный означает, что температура газа остаётся постоянной в каждом состоянии, а жёсткие стенки говорят о неизменности объёма.
Для каждого из состояний запишем уравнение Менделеева-Клапейрона:
(1)
- где
— текущее давление газа,
— текущий объём газа,
— текущее химическое количество газа,
— текущая температура газа,
м
*кг*с
*К
*Моль
— газовая постоянная.
Тогда:
- для банки 1:
(2)
- для банки 2:
(3)
- для банки 3:
(4)
Таким образом, мы описали каждое разное состояние газа. Вернёмся к вопросу: нам необходима конечная температура . Для этого поделим (4) на (2):
(5)
Таким образом, мы нашли искомую температуру. Очевидно, что уравнение (3) нам не понадобилось, но если задаться вопросом о давлении во втором сосуде, то это уравнение будет весьма кстати.
Не лишним в таких задачах помнить о возможности поиска химического количества вещества:
(6)
- где
— химическое количество газа,
— масса газа,
— молярная масса газа,
— количество молекул газа,
— постоянная Авогадро.
Соотношение (6) хоть и выглядит странно, но позволяет работать как с массой всего газа (левая часть), так и с составом газа (правая часть).
Вывод: метод логичен и понятен, его ход, в любом случае, используется вами при решении. Однако, если научится автоматически применять эту логику, достаточно будет просто читать задачу, рисовать и выписывать систему уравнений. Дальше — чистая математика.