Интерференция света – явление ослабления или усиления интенсивности света в зависимости от соотношения фаз складываемых световых когерентных волн, линейно поляризованных в одной плоскости. Для уровня школьной физики данное определение является излишним. По умолчанию, световые волны являются когерентными и линейно поляризованными.
Таким образом, для нас в задачах на интерференцию важно наличие нескольких (чаще всего двух) волн и разности фаз (разности хода) между ними.
В школьных задачах на интерференцию основным вопросом является результат интерференции в наблюдаемой точке (усиление или ослабление света).
Для математического описания явления интерференции вводят оптическую длину пути () — произведение показателя преломления среды, по которой проходит свет, на геометрическую длину пути, которую прошёл луч. Тогда для двух лучей (рис. 1):
(1)
- где
- — оптическая разность хода,
- , — показатели преломления двух сред,
- , — геометрическая длина пути лучей.
Пусть от точечного источника системой зеркал два луча развели по двум областям с различными показателями преломления ( и ). Пути лучей в этих системах и соответственно. Затем, вышедшие из областей, лучи обратно свели в точку . За счёт того, что в средах с различным показателем преломления луч от одного и того же источника движется с разной скоростью, к одной и той же точке они приходят с ненулевой разностью хода (1).
Тогда результат интерференции (усиление или ослабление света) диктуется соотношениями:
- максимум интерференции (максимальное усиление):
(2)
- где
- — оптическая разность хода,
- — порядок максимума (счётчик),
- — длина волны излучения.
- минимум интерференции (максимальное ослабление):
(3)
- где
- — оптическая разность хода,
- — порядок минимума (счётчик),
- — длина волны излучения.
Тогда для ответа на вопрос об усилении и ослаблении света можно анализировать приведённое уравнение (2):
(4)
Тогда, если полученное целое или ближе к целому, то в точке наблюдается усиление света, в случае, если полуцелое или близко к полуцелому, в точке — темнота.
Вывод: фактически задачи на интерференцию сводятся к анализу уравнения (4) и поиску оптической длины пути для (1).
Пример: Оптическая разность хода волн от двух когерентных источников в некоторой точке пространства мкм. Каков будет результат интерференции в этой точке, если длина волны будет: нм, нм.
Исходя из аналитической формулы (4):
(5)
(6)
Таким образом, получившийся параметр получился целым числом, это говорит о том, что при данных параметрах в точке соединения лучей будет наблюдаться усиление света. Параметр оказался ближе к полуцелому, таким образом, в исследуемой точке будет наблюдаться ослабление света.