В курсе ядерной физики в школе изучается явление взаимного превращения одного вещества в другое. Данные превращения могут быть как спонтанные (радиоактивный распад), так и индуцированные (несколько ядер сталкивают друг с другом). В результате такой реакции получается новые вещества. Для описания таких превращений используют введённую нами форму записи для элементов и организуют их в подобие уравнения:
(1)
- где
- , — ядра до взаимодействия,
- , — ядра после взаимодействия,
- — — количество нуклонов (протонов+нейтронов) в соответствующих атомах,
- — — количество протонов в соответствующих атомах.
Единственное, чем мы можем пользоваться в таких уравнениях, это простая логика — количество нуклонов и протонов в ходе реакции измениться не должно, таким образом, мы можем получить два уравнения:
(2)
(3)
Такие задачи обычно нацелены на поиск неизвестного элемента, и соотношений (2) — (3) для этого хватает. Находим количество протонов и нейтронов и, используя таблицу Менделеева, определяем нужный элемент.
Пример: пусть ядро азота и ядро гелия, сталкиваясь образуют ядро кислорода и неизвестный элемент. Найти данный элемент. По задаче сформируем уравнение:
(4)
Воспользуемся законом сохранения нуклонов (2) и (3):
- для нуклонов:
- для протонов:
Тогда искомый элемент — водород ().
Среди элементов, которые текстово могут встретиться в таких задачах, присутствуют:
- нейтрон — ,
- протон — , аналогом протона является ядро водорода (),
- дейтерий — — ядро водорода (изотоп), которое приобрело дополнительный нейтрон,
- тритий — — ядро водорода (изотоп), которое приобрело два дополнительных нейтрона,
- — частица (альфа-частица) — ядро гелия — ,
- — частица (бетта-частица) — по сути электрон — ,
- — частица (гамма-частица) — фактический фотон — .
Бетта-частица является обычным электроном, однако в ядре электронов нет, тогда электроны из ядра получается в результате ядерной реакции: .
Вывод: задачи на данную тематику практически всегда касаются поиска конкретного элемента в реакции. Поиск осуществляется законом сохранения нуклонов (уравнения (1) и (2)).