В школьной физике, ЦТ и задачниках, задачи на закон Ома, закон Джоуля-Ленца и, в общем, на цепи часто встречаются изображения (схемы) цепей со своими условными обозначениями. Пиктограммы этих обозначений договорные, поэтому для решения задач знать их необходимо (рис. 1).
- где
- гальванический элемент, аккумулятор, источник тока/напряжения.
- аккумуляторная батарея, батарея источников тока/напряжения,
- клеммы подключения источника тока/напряжения,
- резистор (проводник),
- плавкий предохранитель,
- реостат (переменный резистор),
- лампа накаливания,
- амперметр (прибор для измерения силы тока),
- вольтметр (прибор для измерения напряжения),
- соединение проводов,
- пересечение проводов (без соединения),
- ключ для включения (выключения) цепи.
Для большинства цепей школьной физики данного набора хватает. Элементы 1-3 являются источниками тока/напряжения, 4-7 — по сути, описываются значением сопротивления данного элемента (), 8 — прибор, показывающий значение силы тока (), 9 — прибор, показывающий значение напряжения (). 10-12 — элементы соединения.
Кроме приведённых элементов, есть добавочные элементы (рис. 2). В данном рисунке элементом 1 является конденсатор, а элементом 2 — катушка индуктивности.